В хоккейном клубе «Югра» ХМАО вратарская бригада, как и тренерский штаб, полностью укомплектованы воспитанниками челябинской школы хоккея.
Возглавляет её заслуженный мастер спорта России, чемпион мира 1993 года Андрей ЗУЕВ – потомственный вратарь (его отец Александр играл в воротах команд Челябинска и Магнитогорска с 50-х годов).
Андрей Зуев играл в элите советского хоккея за «Автомобилист» Свердловск и элите российского хоккея за «Трактор» Челябинск. Затем стал работать с вратарями («Трактор-2», «Трактор» Челябинск; «Динамо» Балашиха, «Сокол» Красноярск) и имеет большой опыт. Его тетрадки юношеских лет, в которых Андрей с 14 лет анализировал свои действия в воротах, говорят, что Зуев уже тогда готовился к нынешней деятельности. Полученные знания в институте (ЧГИФК) и Высшей школе тренеров (УралГУФК) помогли ему систематизировать вратарский опыт.Накануне выездной серии игр наставник вратарей дал интервью журналисту челябинской газеты «ФУТБОЛ-ХОККЕЙ Южного Урала».
– Сколько лет вы работаете с вратарями?
– Я закончил играть в 2004-м году. Уже 11 лет тренирую вратарей. Сначала работал во второй команде «Трактор» (три года), затем в главной с Г.Цыгуровым (год) и с А.Назаровым (четыре). Так что есть опыт работы с голкиперами на элитном уровне.
– В чью пользу сравнение элитной лиги тех лет и нынешней на взгляд тренера вратарей?
– Думаю, в нынешнее время игра вратарей стала более современной. Голкиперы стали быстрее двигаться, быстрее думать. Хоккей стал более динамичным. В то время было не так много иностранных голкиперов. Сейчас во многих клубах играют легионеры. Их имиджевый уровень не всегда соответствует качеству их игры. Это доказывает нынешний чемпионат России. Думаю, надо больше доверять нашим вратарям. Считаю, что многие ребята из высшей лиги могут играть на уровне КХЛ. Сразу же отпадет вопрос кандидатов в сборную России.
– В последние годы тренеры сборной в основном смотрят вратарей из Национальной хоккейной лиги. Играющим в России, в КХЛ, отдают только третью позицию. Это правильно?
– Думаю, правильно. Как не хочется КХЛ, но в НХЛ собраны лучшие хоккеисты мира. И на чемпионаты мира в другие сборные приезжают игроки НХЛ, а против них играют вратари НХЛ. Пускай наши ребята доказывают, что они – лучшие.
– В этом сезоне в КХЛ много вратарей из Чехии. Обычно было много канадцев и американцев. Ныне превалируют европейцы – кроме чехов, шведы и финны. Почему так происходит?
– Некоторые клубы имеют большое количество вратарей – три или четыре. Смотрят на европейцев. Ещё недавно была мода на финнов – сейчас на чехов. Я убежден, что среди наших вратарей есть хорошие ребята. Просто им надо доверять. За последние годы пришли Магарилов, Судницин из ВХЛ. Играют нестабильно. Стабильность придет, когда вратарю будут постоянно доверять. Конечно, они будут ошибаться... У нас такая система: человек должен ошибиться, проанализировать, идти дальше. Нужно доверие со стороны руководства, а не только тренера, который сам находится под таким прессом руководства... Всем нужен Кубок Гагарина. Если будем смотреть в сторону наших голкиперов, их появится больше. Есть хорошие, перспективные вратари и в Молодежной лиге. Надо доверять и лояльно относиться к своим, российским вратарям.
Надо анализировать ситуацию. Да, чех Салак в Новосибирске играет хорошо. Но у него неплохой сменщик – российский вратарь. Нестабилен Коскинен в Питере. Не настолько финны хороши, как их хвалят... Сыграл легионер «на ноль» – совершил подвиг! Есть и наши ребята, которые играют «на ноль». В некоторых клубах легионеры, подписав контракты, вообще не играют. Например, в Новокузнецке. В «Тракторе» играет один вратарь, хотя подписали легионера. Надо «подтягивать» своих, работать с ними, показывать, что у нас в стране хорошая вратарская школа.
– В последние годы в Лиге появилась мода на иностранных тренеров вратарей...
– Она уже прошла. Года три назад было много финнов. Считалось, что они немного впереди всех. Некоторых специалистов «притянул» главный тренер, когда набирал свой тренерский штаб. Сейчас все подтянулись. В России есть тренера вратарей, которые работают в правильном направлении и знают не меньше, чем финны или чехи. Методики и всё остальное открыто, надо анализировать и вносить что-то свое, потому что любая копия хуже оригинала. Конечно, тренерам надо совершенствоваться, всё время идти вперед.
– Главный тренер ХК «Югра» Павел Павлович Езовских рассказал: «Мы с Зуевым много спорили, кого привлечь во вратарскую линию». В итоге три вратаря – воспитанники челябинской школы хоккея – Георгий Гелашвили, Владислав Фокин и Георгий Бояршинов. Почему вы остановились именно на этих кандидатурах?
– Хорошо знаю этих ребят: их способности и слабые стороны. Других не знаю настолько хорошо. Были другие кандидатуры, но мы договорились с этими. Всех всё устроило. Гелашвили доигрывал здесь свой контракт. Я хорошо знаю Георгия, следил за его игрой. Сейчас у него немного упала эмоциональность, которая была раньше. Фокина тоже знаю хорошо: и по молодежной, и по основной команде «Трактор». Мы постарались подтянуть его слабые стороны. У нас идет постоянный диалог. Подходит к «вратарскому возрасту» перспективный Бояршинов – ему 25 лет. В прошлом и позапрошлом годах он неплохо сыграл в высшей лиге. Это вратарь на перспективу, на будущее. У нас небогатый клуб. Мы не можем подписывать дорогостоящих вратарей... Мне предлагали одного – «вторым номером». Такую сумму запросили – нереальную для нашего клуба!
– Езовских отметил: «Мы хотим в «Югре» прийти к тому, чтобы вратари стояли по очереди».
– Мы придем к этому: может быть, будут меняться не через игру, а через две. В этом году очень сложный календарь. Играть 20 дней практически через день одному вратарю сложно. Сказываются нагрузка, перелёты... Например, ярославский «Локомотив» и другие клубы выбрали позицию с двумя вратарями одного уровня. Чтобы не приходилось гадать: сыграет этот голкипер или нет?! Сначала у нас немного не получалось, но сейчас всё идет своим чередом.
– Как относятся к игре по очереди вратари?
– Нормально, профессионально. С ними идет постоянный диалог: кто играет, почему играет. По себе знаю: есть команды, с которыми играется легко, ты чувствуешь и знаешь тактику команды. И Гелашвили, и Фокин провели много лет в КХЛ. У них есть «удобные» и «неудобные» команды. На то, чтобы поставить того или иного вратаря, влияет много факторов. Во-первых, состояние. Организм может дать сбой. Не скажу, что я сейчас сижу и думаю, кто будет играть в матче с «Витязем». Сегодня и завтра пройдут тренировки – завтра решим, кто будет играть. Для меня оба равны. Кто играет лучше – тот и будет в воротах.
– «Югра» (поочередно стояли Фокин и Гелашвили) три матча подряд держала свои ворота «на замке». Потом был провал – девять пропущенных шайб... С чем это связано?
– Нельзя все игры пройти «чистенько», на одном дыхании. Во-первых, «на ноль» играет не один вратарь, а вся команда. Такой результат получился, потому что где-то команда «просела» немного. Да, если брать количество пропущенных шайб, то мы за четыре игры пропустили 19 шайб, в остальных – 17. Наверное, такие провалы есть у всех команд. Взять хотя бы ЦСКА, который проиграл 3:6 в Казани. Нельзя сказать, что вратари сыграли плохо... Не получилось, не пошла игра. Шесть голов в Горьком (Нижнем Новгороде) – это три «быстрых» гола, когда ребята не помогли вратарю.
– Сейчас у Фокина три «сухих» игры (из 10). Это очень хороший результат. Вы сами много матчей провели «на ноль». Что чувствует вратарь, когда матч заканчивается «всухую»?
– Когда начинаешь думать о результате, о времени, то «вылетаешь» из игры. Об этом нельзя думать. Конечно, «сухой» матч – своеобразное достижение, которое входит в твою статистику. Вратари к этому относятся по-разному. Игра «на ноль» – результат не только вратаря, а всего коллектива. Очень много зависит от ребят, которые ловят шайбу на себя. Да, львиная доля работы у вратаря, но это результат всей команды, начиная от докторов...
– Между вами в работе возникают дискуссии, споры или они полностью доверяют вам?
– Они прекрасно знают меня. Полностью доверяют. Конечно, надо заслужить доверие. У нас идет диалог. Обсуждаем не только пропущенные голы, но и другие моменты. В рабочем процессе постоянно идет анализ. Есть слабые места, которые хочется исправить. Но не всегда получается... Годами уже сложилась техника, но её можно исправить, улучшить игру в техническом плане. Есть такое понятие – «замыливается» движение. Вратарь перестает его делать. Поправляешь – перестал делать это движение, пошла цепочка действий: сюда не успел, здесь ногу не поднял...
– «Югра» идет во главе Восточной конференции. Насколько это было ожидаемым?
– Ожидаемо. На предсезонке мы очень хорошо делали свою работу, поэтому есть этот результат. Постоянно идет диалог с командой. Ребята прониклись ответственностью. Конечно, есть трудности...
Сейчас наверху такая плотность: не дай Бог, проиграем два матча – можем «улететь» на седьмое место. И наоборот. Очень интересный чемпионат! Посмотрите на таблицу «Запада»: там вообще ничего непонятно. У нас на «Востоке» немного отстала «Лада». Сейчас Новокузнецк выиграл у Омска... Расслабляться нельзя! Особенно с таким графиком. Конечно, приятно идти в лидерах. Но это большая ответственность: на твою команду по-другому настраиваются. И руководство клуба, и тренерский состав, и хоккеисты прониклись идеей, которую озвучил Павел Павлович Езовских: «Надо в этом году поднимать хоккей». Мы стараемся выполнить поставленную задачу – попасть в плей-офф. Расслабляться некогда! Когда попадем, будем дальше ставить задачи.
– В «Югре» впервые тренерский штаб состоит из челябинцев. Почему так произошло? Как вам работается?
– Подбирал штаб Павел Павлович Езовских. Весной позвонил: «Поедешь работать?» Мы уже в апреле проводили сбор. Он работал вместе и с Олегом Анатольевичем Давыдовым, и играл с Анатолием Николаевичем Чистяковым. Кроме меня, каждый поработал главным тренером – опыт громаднейший!
Челябинские тренеры есть во многих клубах КХЛ. В «Витязе» – Андрей Сапожников. В питерском СКА – Назаров, Калянин... Челябинских специалистов всегда было очень много в Лиге! Наверное, поддерживаем традицию старшего поколения (смеётся).
– В «Югре» появился Рассказов – и в третьей игре набрал три очка. Это стечение обстоятельств или он уже «притёрся» в команде?
– Я знаю Кирилла, когда в прошлом году работал в Красноярске, мы сотрудничали с Омском. В «Югре» изучали этого хоккеиста: не только по результативности, но и как человека. Сразу сказал, что он нам поможет. Он реально хороший профессионал и фанатик хоккея. Дай Бог, чтобы Рассказов в каждой игре зарабатывал по три-четыре очка! (улыбается). Конечно, стечение обстоятельств – использовал свои моменты. Есть моменты, когда хоккеисты не попадают в пустые ворота – тоже стечение обстоятельств. Он забил «рабочие», «трудовые» голы.
– Вы в работе с вратарями используете свои методы?
– Есть система тренировок. Мы четко следуем этим планам. Бывают игры в разных часовых поясах. Как подвести вратаря к этой игре? Это тренерское искусство. Это мои знания, мой опыт. Конечно, были ошибки... Любой тренер анализирует свои действия. Это и есть тренерское мастерство. За это я получаю зарплату (улыбается).
– Тяжело ли вам жить в маленьком городе после того, как жили в мегаполисах?
– Я не обращаю на это внимание. Сыграли дома – четыре игры на выезде. В основном дворец, работа, гостиницы, снова дом (улыбается). Город мне нравится: красивый, современный. Специально выбрал квартиру недалеко от арены, чтобы можно было прогуляться пешком. Красивый биатлонный стадион. Арена хорошая, рядом каток для молодежной команды. Созданы все условия для развития детского хоккея. Мне нравится атмосфера в городе. Единственное: хочется, чтобы приходило больше болельщиков на игры. При населении до 100 тысяч человек на хоккей ходит две тысячи. Если умножить на десять – в миллионнике наверное бы приходило 20 тысяч.
Источник: Игорь Золотарев, газета «Футбол-Хоккей Южного Урала», №35 (1153)