42-летний Сергей Гончар наслаждается последними днями отпуска. Полтора месяца назад он поднял над головой Кубок Стэнли второй раз в карьере - всё было как в 2009-м году, когда он впервые прикоснулся к самому известному трофею мирового профессионального спорта.
Но не всё.
Шесть лет назад Гончар был ключевым игроком обороны "Питтсбурга", проводя адское количество игрового времени на льду, где на нем в известной степени держалась вся конструкция той чемпионской команды. В июне 2016-го Гончар пританцовывал на льду уже в галстуке. Сегодня он в "Пингвинз" тренер по развитию и за этой обтекаемой формулировкой скрывается простая, но важная задача – делать игроков своей команды чуть лучшими хоккеистами, чем они есть сейчас.
Гончару, как и всем членам команды, полагается свой "День с Кубком Стэнли". Неделю назад он уже знал, что хотел бы делать в этот особенный день, но еще ждал от клуба подтверждения точной даты. Некоторые стараются провести этот день так, чтобы потом вспоминать всю жизнь, но у Сергея были на него куда более спокойные и семейные планы в Далласе, где живут его супруга и двое дочерей и который стал для их семьи домом в Америке.
Человек, который выигрывал Кубок Стэнли в качестве игрока, а затем и тренера даже в Северной Америке случай редкий. По меркам России – исключительно редкий. Гончар лишь второй в этом списке после Вячеслава Фетисова, который дважды побеждал с "Детройтом" в 1990-е, а затем на несколько лет поднялся на тренерскую скамейку в "Нью-Джерси" (где в конце 1980-х как раз и начинал заокеанскую карьеру) и взял с ним в 2000-м еще один трофей. Случай же Гончара уникален тем, потому что оба Кубка Стэнли он выиграл хоть и в разных ипостасях, но в одной и той же команде.
Периода после завершения карьеры и началом новой жизни боятся все профессиональные спортсмены. Это опасный отрезок, где слишком многие их коллеги вставали не на ту дорогу, на которую могли и должны были встать. Гончар преодолел этот скользкий этап на реактивной скорости, словно переходил по привычке из обороны в атаку – не просто освоив новую профессию, но и с ходу попав в ней в число лучших.
Еще в августе прошлого года Гончар после несколько лет скитаний по разным клубам (за последние три сезона он успел поиграть аж в четырех клубах по обе стороны океана) пытался пробиться в состав "Пингвинз". Однако примерно за месяц до начала регулярного чемпионата 2015-16 генеральный менеджер "Питтсбурга" Джим Рутерфорд сделал 41-летнему на тот момент защитнику деловое предложение.
"Все это оказалось достаточно неожиданным, и я взял месяц на раздумье. И в октябре согласился", - рассказал Гончар NHL.com/RU.
Больше всего защитника в тот момент беспокоил не сам факт конца выдающейся карьеры, а оставшаяся в Далласе семья. Игрок есть игрок, к его кочевой жизни все давно привыкли. Но начинать новый этап в жизни с беконечных командировок и месяцами видеть детей по скайпу – чтобы с этим смириться, семье потребовалось какое-то время.
"Разумеется, я думал в тот момент о семье", - сказал Гончар. "Предыдущий сезон я провел в "Монреале", а работа в "Питтсбурге" подразумевала сплошные разъезды, потому и взял время на раздумие. Конечно, многовато жене выпало на одни плечи, но она справляется".
Справился и сам Гончар, перед которым встала не такая уж простая задача заново вписаться в тот же самый коллектив в руководящем статусе. Но Сергею хватило здравого смысла и природного такта не браться учить играть в хоккей давно сложившихся мастеров, с которыми он лишь недавно конкурировал за место в составе.
"Такого не было, чтобы я пришел и начал всех переучивать", - сказал Гончар. "Тем не менее все ребята знали, как я играл, поэтому поначалу стал им подсказывать по мелочам, на которые тренерский штаб мог не обратить внимания под грузом тактической работы. Сами ребята отреагировали очень хорошо. Кто-то определенных вещей не знал в силу возраста, кому-то просто не подсказали в свое время. В общем, через какое-то время наладился полный контакт и у меня со всеми были и остаются хорошие отношения. Благодарен команде, которая прислушивалась к нашим просьбам, выполняла их и, по большому счету, сделала для меня вот этот момент перехода из игроков в тренеры довольно простым".
В "Питтсбурге" Гончар отвечает за игру в защите и действия в большинстве, работая в связке с ассистентами главного тренера Майка Салливана – известным в недавнем прошлом игроком Риком Токкетом и опытнейшим наставником Жаком Мартеном. Что ни имя в этом списке, то личность.
Действия защитников в клубе курирует Мартен, который начал тренерскую карьеру еще в 1980-х и поработал не только ассистентом, но и главным тренером сразу с несколькими клубами, а еще и генеральным менеджером. На текущий момент Мартен входит в топ-10 тренеров НХЛ по количеству побед в регулярном чемпионате, которых у него 613. Один из самых колючих игроков за всю историю НХЛ, ее действующий рекордсмен по количеству "хет-триков Горди Хоу", Токкет ушел в тренерство сразу после завершения игроцкой карьеры и уже успел поработать главным в "Тампе". В этом смысле Гончар отправился по его стопам. И уж что обоих роднит совершенно точно, так это тот факт, что Токкет тоже выигрывал Кубок Стэнли. И тоже с "Питтсбургом". Вот только ждать своего "дубля" Токкету пришлось куда дольше - с 1992-го года.
В тренерском штабе "Пингвинз" существует своя система обмена экспертизой и коммуникации.
"Утром я с командой на раскатке, делаем вместе упражнения. Когда начинается матч, сажусь на трибуну и общаюсь с тренерами через микрофон Токкета, который является на лавке нашим связующим звеном. Во время перерывов спускаюсь вниз в раздевалку, делюсь с тренерами своими мыслями, обсуждаем с ними игровые моменты. Мы все в одной комнате, поэтому высказываются все. У Жака есть свое видение, ну а ключевые решения, естественно, принимает Майк Салливан. Затем в перерыве дается установка и мы проводим с игроками корректировку, подправляем их действия. После игры – всегда разбор игры защитников. Я успеваю к этому времени посмотреть каждый отрезок на льду каждого защитника – технологии сейчас это позволяют. Могу сделать видеонарезки с комментариями, которые мы обсуждаем и что-то корректируем на ходу", - рассказал Гончар.
Коллективный труд в "Питтсбурге" не только эффективен, что подтверждается текущим результатом, но и взаимообогащает тренеров и, прежде всего, Гончара, который многому учится профессии у Салливана и его помощников.
"Над большинством мы тоже чаще всего работаем вместе. Иногда спорим. Каждый из нас имеет право высказывать свое мнение и этим право пользуется. Я многому учусь у Жака. Майк, естественно, тоже вносит массу интересных нюансов в тренировочный процесс", - сказал Гончар.
Оглушительный успех уже в дебютном сезоне, разумеется, может вскружить голову кому угодно, однако Гончару сегодня куда важнее определить свое место в общем успехе и подумать о том, как его жизнь может выглядеть через пять-семь лет. Хочет ли он строить карьеру в менеджменте клуба и перебираться во фронт-офис или же оставаться на тренерской работе? Когда он будет готов к роли ассистента тренера? Получится ли у него в перспективе первым из россиян занять пост главного тренера клуба НХЛ?
Все это вопросы, на которые у Гончара пока нет ответов. По его словам, ближайший год он проведет на той же позиции в тренерском штабе "Питтсбурга" и сделает все, что в его силах, чтобы закрепить успех. Уже после победы "Пингвинз" в Кубке Стэнли ему поступило предложение войти в состав сборной России на Кубке мира, однако вероятность того, что Гончар поедет в сентябре в Торонто, прямо скажем, невелика. Предложение оказалось заслуженным, но все же запоздалым – Гончар уже пообещал клубу, что отправится с командой в тренировочный лагерь в конце августа.
"Я дал слово, что буду в лагере", - объяснил Сергей. "Майк Салливан едет в Канаду в качестве ассистента главного тренера сборной США, поэтому был выработан совместный план действий на лето и оставлять сейчас Жака и Рика вдвоем с моей стороны было бы некрасиво".
Гончар сегодня – единственный российский тренер в НХЛ. Не исключено, что рано или поздно компанию ему составит Сергей Брылин, который работает ассистентом главного тренера в фарм-клубе "Нью-Джерси" – "Олбани Девилз", выступающем в АХЛ. Трехкратный обладатель Кубка Стэнли сейчас самый реальный претендент повторить успех Фетисова и Гончара, однако для этого Брылину, не говоря уже о "Нью-Джерси" (если предположить повышение по линии внутри одной организации), еще предстоит долгая дорога. Наверное, не следует исключать и возможность возвращения в НХЛ другого, наряду с Гончаром, выдающегося в прошлом защитника, обладателя Кубка Стэнли-1994 Сергея Зубова, уже работавшего в системе "Сент-Луиса", а затем получившего весомый тренерский опыт в СКА.
Самый реальный шанс когда-либо возглавить клуб НХЛ был из росссиян, конечно, у Фетисова. Однако после трех лет в качестве ассистента в "Девилз" ему представилась возможность возлавить олимпийскую сборную России на Олимпиаде-2002, которой он воспользовался. Почти немедленно после этого началась и по сей день продолжается карьера Фетисова-чиновника.
На высоких управленческих и тренерских постах в хоккее успели поработать даже многие ровесники Гончара и Брылина, решившие вернуться в Россию. Андрей Назаров как тренер уже успел сменить больше команд, чем это сделал Гончар-игрок. Сергей Федоров взял и прямо из раздевалки пересел в кресло генерального менеджера ЦСКА, доведя в прошедшем сезоне клуб до финала Кубка Гагарина. Сделать аналогичную карьеру в НХЛ за столь короткий срок практически невозможно ввиду принципиально иного уровеня конкуренции. Свой путь каждый выбирает сам, но почему все-таки так мало бывших игроков пробуют тренировать за океаном?
"У каждого своя история и мне трудно отвечать за всех", - уверен Сергей. "Тренерство это период непрерывной работы. Разбор противника, анализ своих действий, бесконечные переезды с командой. У тебя фактически расписание игрока, только к этому добавляется масса подготовительной работы, которую никто не видит. Кому-то этим заниматься не позволяют семейные обстоятельства, могу допустить, что некоторым не хватает терпения. А другой, может, вообще наигрался в хоккей на всю жизнь".
Тренерский хлеб в НХЛ действительно непрост. В чем же тогда кайф Гончара-тренера, не захотевшего променять все это на более спокойную жизнь?
"Наверное, в том, когда ты имеешь возможность наблюдать за прогрессом молодого парня, у которого что-то не получалось, после того, как вы вместе немного поработали над его игрой", - убежден Гончар. "Тот момент, когда виден результат твоей работы, и есть самое важное в профессии. Каждый из наших защитников по ходу этого сезона прогрессировал. Это несложно проследить, проанализировав их игру в начале сезона, а потом во время розыгрыша Кубка Стэнли. Они все большие молодцы".