«Рюмка водки» в исполнении Майка Кинэна, двужильный Данис Зарипов и делегация клубных сотрудников «Трактора» в Магнитогорске. Итоги финала Кубка Гагарина в репортаже ChelyabinskHockey.ru.
Трасса от Магнитки до Челябинска – медленный убийца. Фонарей нет. Из света – фары встречных машин, горящие за обочиной поля и глаза сов. Яркие, хищные и голодные.
На скорости 120 км наше авто плавно летело в железное ограждение. Водитель провалился в сон. Столкновение грозило неприятностями. Как минимум – залипнуть на дороге до приезда спасателей. Как максимум – стать кормом прожорливых сов, сусликов, бродячих псов и прочих тварей, скрывающихся во тьме. Инстинктивно я схватился за руль и резко потянул вправо. Такие же рефлекторные спасения на грани чуда весь матч совершал Василий Кошечкин – двухметровый гигант с идеальным мозжечком и невероятно быстрыми руками.
***
– Мы, болельщики «Металлурга», люди стальные. У нас и нервы железные, и здоровье, – заверил меня Дядя Вася, самый колоритный поклонник Магнитки. – Я лично всегда на арене. Меня только больничная койка может заставить хоккей пропустить, но я, тьфу-тьфу-тьфу, не болею!
Дяде Васе 53 года, у него седая борода и каска на голове – символ причастности к рабочему классу. На металлургическом комбинате он отпахал полжизни, дойдя по карьерным ступенькам от плавильщика до бригадира. Настоящие болельщики, по его мнению, должны такими и быть – знать, чем пахнет мартеновская печь и жертвовать ради команды всем. Он лично в свое время разрисовал родную «пятерку» в цвета «Металлурга». Сейчас у него «семерка», и дядя Вася отчаянно ищет спонсоров, чтобы нанести аэрографию и на неё.
– Майк Кинэн – очень крутой стратег, – сказал мне он. – Это мощный результат, когда ты приходишь и из ничего за год делаешь команду мечты.
Комбинат – кровеносная артерия Магнитки, а «Металлург» – её душа. В промышленном городе с вечно коптящими трубами хоккеем больны все. Когда в час ночи 30 апреля в кассах появились билеты, у арены выстроилась очередь человек в 500. Утром перекупы заряжали за проходки от 2,5 до 7 тысяч рублей. Серьезные деньги для города со средней заработной платой в двадцатку. Но, кажется, в Магнитогорске нашлись безумцы, которые их купили.
Восьмитысячный дворец был забит. Люди не просто болели, они ревели. Уровень шума в третьем периоде завис на отметке в 113 децибел. Тише взрыва, но громче техно, долбящего из динамиков в ночном клубе. Подходящий шум для команды, чтобы лететь вперед.
***
Составлять антологию финального этапа чешско-российской дуэли глупо. Такие игры нужно пересматривать в записи и хранить в коллекции любимых хоккейных матчей. Многое решил случай. Ну и, конечно, доминирование мысли Кинэна над гением Ялонена, фарта Кошечкина над стойкостью Веханена.
Лев – царь зверей и машина смерти. Но стальные пули разрывают даже самую мускулистую плоть, особенно, если имена охотников – Сергей Мозякин и Данис Зарипов, и они привыкли стрелять без промаха. Даже, несмотря на то, что у последнего, по словам врачей, выявились проблемы со связками паха.
Команду усатых чешских мужчин было откровенно жалко. В своих инстаграмах именно за «Лев» почему-то «топили» сотрудницы «Трактора», которых клуб делегировал в Магнитку в качестве дополнительной поддержки. Жест правильный, Дубровский оценит. Новый курс вице-президента «черно-белых» Владимира Кречина был озвучен. Одна область, одна игра, один фарм. Мир, дружба, хоккей.
***
– Марат, дай манжетку. Черт возьми, дай манжетку. Мне необходима эта гребанная манжетка.
Без шуток, пресс-атташе КХЛ Марат – отличный мужик. Он избавил меня от перспективы лишиться доступа в раздевалку, стянув с себя аккредитационную майку. С финальной сиреной на площадке началось безумие, и я уж точно не мог его пропустить.
В воздух летели золотые конфетти, а на пол – клюшки и краги. Защитник Евгений Бирюков целовал дочку, а Василий Кошечкин тащил за собой жену Ирину, которая с трудом поспевала за мужем на высоченных каблуках. Железный Майк Кинэн, способный открутить яйца любому, выглядел добрым дядюшкой. Особенно, когда команда схватила его на руки и подкинула в воздух. Уровень счастья канадца зашкаливал. Он стал единственным коучем, который выигрывал и Кубок Стэнли, и Кубок Гагарина.
– Майк – великий, лучшего тренера я еще не видел, – признался мне Василий Кошечкин. – В нужный момент он находил слова, которые нас объединяли. Майк просто говорил, а мы ему верили!
Кинэн доказал миру, что полностью проникся русским колоритом. Сначала он жадно приложился к шампанскому из Кубка, а потом затянул самую застольную песню страны – «Рюмку водки на столе».
– В следующем году у нас одна цель, о которой я еще не говорил игрокам, – признался он. – Мы должны снова стать чемпионами.
***
Вечеринка началась прямо в раздевалке. Крис Ли смачно затягивался сигарой, Владимир Малиновский плясал под Бьянку, попивая пивко, а вице-президент Геннадий Величкин, напоминающий заросшего мафиози, обнимал всех подряд.
– Какая на хрен статистика бросков? – кричал он журналистам. – Мы выиграли!
Его патрон и автор «магнитогорского счастья», промышленник Виктор Рашников, выглядел не менее счастливым, но был сдержан.
– Наша задача, которую мы обсуждали с президентом КХЛ Александром Медведевым, не допустить увеличения платежки, – рассказывал он корреспондентам. – Зарплаты игроков завышать нельзя.
Озабоченность Рашникова финансами логична. Металлургия переживает не лучшие времена. За год южноуральский олигарх потерял сразу десять позиций в рейтинге журнала Forbes, а его официальное состояние, по данным издания, уменьшилось почти на полтора миллиарда долларов. Впрочем, господин Рашников заверил, что за будущее «Металлурга» можно не волноваться.
***
Чешский репортер Петр Барто с понурой головой ковылял к выходу. Вместе с шестью коллегами он прилетел в Магнитку на чартере «Льва».
– Это жизнь, нам не повезло, – развел руками он.
Пражские хоккеисты пошли к автобусу через полчаса после Барто. Их сопровождали крики «Рос-си-я». Невинный троллинг магнитогорских болельщиков, ожидающих свою команду. Шикарные усы, делающие чехов похожими на дендевского Марио, были безжалостно изрезаны бритвами и смыты в сточные воды Магнитогорска. Вместе с мечтами о кубке.
У «Льва» был шанс, но его прикончило первое звено Магнитки. Три жертвы Сочинской олимпиады, которые не попали в элитный клуб и пролетели мимо главного форума четырехлетия. Тройка Мозякин – Коварж – Зарипов. Эти парни превратилась в головорезов, а капитан «Металлурга» и вовсе выдал лучший сезон в карьере.
– Олимпиада в прошлом, – сказал он сразу после игры. – Если бы я все время думал о тех словах, то точно бы не доехал до ворот. Моя игра – это не ответ Билялетдинову. Я не хочу никому отвечать. Я просто работал на команду, и мы победили. Что еще нужно?
Фотографии Валерия Звонарева
Автор: Василий Трунов